Содержание программы

Учебная дисциплина "Физическая культу­ра" включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:

·       физическая культура общекультурной и профессиональной под­готовке студентов;

·       социально-биологичекие основы физической культуры;

·       основы здорового образа и стиля жизни;

·       оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

     •    профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
        Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы:

- теоретический, формирующий мировоззренческую систему науч­но-практических знаний и отношение к физической культуре;

-  практический, состоящий из двух подразделов:

а) методико-практического, обеспечивающего овладение методами, способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессио­нальных и жизненных целей личности;

б) учебно-тренировочного, содейст­вующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию   самодеятельности   в   физической   деятельности, повышению уровня функциональных и двигательных способностей, направленного на формирование качеств и свойств личности;

- контрольный, определяющий дифференцированный учет процес­са и результат учебной деятельности студентов.

        Профессиональная направленность образовательного процесса по
физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя
связующую, координирующую и активизирующую функцию.

       В условиях свободы выбора студентом деятельности и самодеятель­ной стратегии общекультурной подготовки материал программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента:

- обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры лич­ности,

- вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учи­тывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, по­требности.

На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов, в том числе авторских, интегративных и др.

На сегодняшний день, существуют следующие формы организации физической культуры в вузе.

        Академические (обязательные) занятия по программе учебного про­цесса в сетке общевузовского расписания - основная форма организации учебно-воспитательного процесса на протяжении всего периода обучения студентов в вузе.

        Самодеятельные (факультативные) формы занятий спортивно-тренировочного и физкультурно-рекреативного характера (занятия по желанию студентов), массовые оздоровительные и физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в свободное от занятий время.

       Самостоятельные занятия (малые формы самодеятельных занятий физическими упражнениями - гигиеническая гимнастика, домашние зада­ния, индивидуальные тренировки).

Контингент студентов в вузе разнообразен, в связи с этим программой по физическому воспитанию преду­смотрено несколько учебных отделений с совершенно разными задачами (табл. 1).

Основным критерием распределения студентов по учебным отделе­ниям являются результаты медицинского обследования. По состоянию здоровья и физическому развитию врач определяет студента в одну из ме­дицинских групп: основную, подготовительную или специальную.

Следующим критерием является уровень физической и спортивно-технической подготовленности студентов, который определяется на практических занятиях. При планировании содержания работы в учебных отделениях учитывается дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.

Таблица 1

Содержание учебного процесса

Основные

характеристики

отделений

Учебное отделение

Спортивное

Основное

Специальное

Задачи

Повышение

спортивного

мастерства

 

Рекреация

 

Реабилитация

Состояние

здоровья

студентов

 

Здоровье

 

Здоровье

С нарушением здоровья

Оценка

эффективности

процесса

Спортивный результат

Результат в

массовых

соревнованиях

Тесты

 функционирования

 

Спортивное отделение формируется по видам спорта. Проведение занятий выносится за рамки учебного расписания. Учебно-тренировочный процесс, в группах спортивного совершенствования преимущественно направлен на повышение спортивного мастерства студентов по избранному виду спорта.

         В основном отделении учебный процесс направлен на разностороннюю физическую подготовку с учетом комплексного развития физических качеств. Первостепенное внимание уделяется освоению оздоровительных программ, укреплению здоровья и закаливанию.

       В специальном отделении учебный процесс в первую очередь направлен на устранение, либо компенсацию функциональных отклонений в физическом развитии, укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности.