Содержание программы
Учебная дисциплина "Физическая культура" включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:
· физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
· социально-биологичекие основы физической культуры;
· основы здорового образа и стиля жизни;
· оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
• профессионально-прикладная
физическая подготовка студентов.
Учебный материал каждой
дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы
программы:
- теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;
- практический, состоящий из двух подразделов:
а) методико-практического, обеспечивающего овладение методами, способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности;
б) учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической деятельности, повышению уровня функциональных и двигательных способностей, направленного на формирование качеств и свойств личности;
- контрольный, определяющий дифференцированный учет процесса и результат учебной деятельности студентов.
Профессиональная направленность
образовательного процесса по
физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя
связующую, координирующую и активизирующую функцию.
В условиях свободы выбора студентом деятельности и самодеятельной стратегии общекультурной подготовки материал программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента:
- обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности,
- вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности.
На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов, в том числе авторских, интегративных и др.
На сегодняшний день, существуют следующие формы организации физической культуры в вузе.
Академические (обязательные) занятия по программе учебного процесса в сетке общевузовского расписания - основная форма организации учебно-воспитательного процесса на протяжении всего периода обучения студентов в вузе.
Самодеятельные (факультативные) формы занятий спортивно-тренировочного и физкультурно-рекреативного характера (занятия по желанию студентов), массовые оздоровительные и физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в свободное от занятий время.
Самостоятельные занятия (малые формы самодеятельных занятий физическими упражнениями - гигиеническая гимнастика, домашние задания, индивидуальные тренировки).
Контингент студентов в вузе разнообразен, в связи с этим программой по физическому воспитанию предусмотрено несколько учебных отделений с совершенно разными задачами (табл. 1).
Основным критерием распределения студентов по учебным отделениям являются результаты медицинского обследования. По состоянию здоровья и физическому развитию врач определяет студента в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.
Следующим критерием является уровень физической и спортивно-технической подготовленности студентов, который определяется на практических занятиях. При планировании содержания работы в учебных отделениях учитывается дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.
Таблица 1
Содержание учебного процесса
Основные характеристики отделений |
Учебное отделение |
||
Спортивное |
Основное |
Специальное |
|
Задачи |
Повышение спортивного мастерства |
Рекреация |
Реабилитация |
Состояние здоровья студентов |
Здоровье |
Здоровье |
С нарушением здоровья |
Оценка эффективности процесса |
Спортивный результат |
Результат в массовых соревнованиях |
Тесты функционирования |
Спортивное отделение формируется по видам спорта. Проведение занятий выносится за рамки учебного расписания. Учебно-тренировочный процесс, в группах спортивного совершенствования преимущественно направлен на повышение спортивного мастерства студентов по избранному виду спорта.
В основном отделении учебный процесс направлен на разностороннюю физическую подготовку с учетом комплексного развития физических качеств. Первостепенное внимание уделяется освоению оздоровительных программ, укреплению здоровья и закаливанию.
В специальном отделении учебный процесс в первую очередь направлен на устранение, либо компенсацию функциональных отклонений в физическом развитии, укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности.
- Преподаватель: Наталья Николаевна Гусарова